Как создать хорошую композицию? Удачную композицию вы не замечаете, но чувствуете, что картина буквально приковывает внимание. И наоборот, если композиция плохая – например, когда изображаемый объект располагается четко по центру или, напротив, зажат в углу – сразу бросается к в глаза, что с картиной что-то не так. Хорошая композиция – для многих размытое понятие, но существует набор приемов, помогающих разобраться с этим вопросом. Изначально эти методы придется упорно отрабатывать, но, проявив упорство, со временем вы будете правильно компоновать «не глядя». Композиционный центр Центр композиции должен приковывать взгляд зрителя, это – основной сюжет произведения. Композиционный центр не обязательно должен совпадать с геометрическим центром, кроме того, композиционных центров, в отличие от геометрических, может быть более одного. Другие элементы картины должны направлять взгляд к композиционному центру – впрочем, это не должно выглядеть нарочито, и «направляющих» элементов не должно быть чересчур много. Количественное соотношение тонов Сделайте набросок своей композиции на листочке и поделите ее на три тона: белый (светлый), серый (средний) и черный (темный). Теперь сравните их количество: для хорошей композиции соотношение должно быть НЕравномерным. Для начала попробуйте такое соотношение: две трети одного тона, одна треть второго и чуть-чуть третьего. Число элементов Лучше использовать нечетное количество элементов – три, пять, семь – чем четное. Это помогает «обмануть» наш глаз, не позволяя мозгу подсознательно объединить четное количество элементов по парам, а значит, сделать композицию более динамичной. Это правило работает вне зависимости от того, что именно вы изображаете. Расстояние между элементами В природе редко встречаются объекты, аккуратно расставленные на равных расстояниях друг от друга. Варьируя расстояния между элементами, также углы их расположения, вы получите более интересную композицию. Не «целуются» ли объекты на картине? В смысле, не касаются ли они друг друга по краям? В хорошей композиции объекты должны либо находиться на очевидном расстоянии, либо очевидно пересекаться. Но никаких поцелуев, которые объединяют элементы в одну невнятную форму и заставляют взгляд зрителя спотыкаться. Какие оттенки доминируют – теплые или холодные? Какая именно «температура» является на картине основной – не столь важно, главное – что главенствовать должна только одна – либо теплая, либо холодная. Добились ли вы единства? Если ощущение, что все элементы композиции «в одной лодке», имеют к друг другу непосредственное отношение? Или же они выглядят несвязанными, как будто оказались на одной картине совершенно случайно? Объединить композицию поможет нанесение однотонного слоя прозрачной краски по всей поверхности листа. Если при этом потеряются блики, можете нанести их заново. Баланс и нестабильность Симметричное расположение объектов придает картине ощущение спокойствия, а асимметрия, напротив, создает ощущение неустойчивости, движения, беспокойства. Эти эффекты можно усиливать подбором цвета – спокойных, динамичных или тревожных оттенков. Движение также создают линии – например, если вы пишете речной пейзаж, движение образует речное русло. Разнообразие композиционных решений Не стоит без конца копировать одну и ту же композицию из работы в работу, как бы хороша она ни была. Меняйте расположение линии горизонта, композиционного центра, формат и поворот листа.